«Человек — паук: Возвращение домой» — рецензия

«Человек-Паук: Возвращение домой» — это второй перезапуск франшизы и 16 — ый фильм в кино вселенной Marvel. Формально лента считается «от Sony», но снималась она силами Marvel, потому что боссы смогли договориться. Правда, права на Человека — паука остаются все же у Sony.
Режиссером «паучка» выступил американец Джон Уоттс, который ранее ставил фильмы «Полицейская тачка» и «Клоун». Производственный бюджет картины составил 175 млн. долларов. Не забываем, что смотреть фильмы 2017 года вы всегда можете на кинокрике.

"Человек — паук: Возвращение домой"

Скажу честно, ожидала премьеру о новом Человеке — пауке с интересом, так как фильм с Тоби Магуайром из начала нулевых нравится и мне, и моему брату, и, вообще, качественная масштабная работа про супер героя из комиксов тогда была в диковинку. Теперь трилогия покрылась приятной ностальгией, но не утратила свою актуальность, это точно.

С дилогией Марк Уэбба все сложилось иначе: во-первых, она вышла тогда, когда супер геройские блокбастеры вошли в тренд благодаря сами знаете кому.  В 2012 г. конвейер Marvel раскрутился в полную силу: рынок стал стремительно насыщаться сольниками про толпу супер героев, которые периодически объединяются и устраивают мега — битвы. На фоне такого карнавала «Новый Человек — паук» с Эндрю Гарфилдом показался мне не убедительным. Не плохим, но просто проходным и не нужным фильмом. Вторая часть же была очень странной солянкой — фанаты Спайдермена еще не успели забыть «ламповую» трилогию Сэма Рэйми, а всех остальных больше интересовало формирование команды «Мстителей». В конце концов, провал перезапуска признали и сами Sony, свернув серию и пойдя на сотрудничество с конкурентом.

Действие фильма «Человек — паук: Возвращение домой» разворачивается после Гражданской войны. После незабываемых приключений в компании «Мстителей» Питер Паркер вынужден вернуться к жизни простого школьника. В свободное время он одевает свой костюм и мечтает о серьезном испытании, которое вскоре находит…
Я считаю, что новые реалии Питера Паркера стали и главным достоинством, и главным недостатком сюжета. Тут как посмотреть. Думаю, многим поклонникам старого Человека — паука адаптация 2017 г. может прийтись не по вкусу. Тут дело вот в чем. Все мы с детства привыкли к тому, что Человек — паук единственный могущественный супер герой в своем мире. Да, в комиксах он регулярно появляется в компании тех же «Мстителей», но в нашей стране он стал популярен благодаря полнометражным фильмам. Там он всегда был самодостаточным героем, который осознавал свою исключительность и учился лишь на собственном опыте. Для простых граждан он был блюстителем порядка, звездой и последней надеждой в одном флаконе.

"Человек — паук: Возвращение домой"

С этой недели Питер Паркер переселился в мир, где существуют целые супер геройские организации, а людей не удивишь ни «железным» миллиардером, ни мифическим богом Тором из параллельного измерения. Человек — паук больше не исключителен и его никто не воспринимает всерьез. Более того: из простого максималиста со сложной судьбой он превратился в пацана, который млеет при виде логотипа «Мстителей». Теперь Питер действует с оглядкой на Тони Старка, который играет в дядю Бена. Железный человек часто вытаскивает «паучка» из неприятностей и поучает жизни. Фильм «Человек — паук: Возвращение домой» сам всячески это подчеркивает даже через костюм «от Тони Старка».

С другой стороны, новые реалии стали сюжетной фишкой и сильно освежили персонажа. Если раньше Питер балансировал между обычной жизнью и супер геройской, то теперь он пытается усидеть сразу на трех стульях. Как подросток, он смотрит в будущее глазами тети Мэй и не хочет огорчить ее плохими оценками и т. д. Как супер герой, Паркер желает влиться в состав «Мстителе», но в то же время, не хочет слиться с ними — потеряться среди других супер героев.

Я восприняла все эти метаморфозы спокойно. Фильм на самом деле не сколько про героя, сколько для героя. Marvel сделали типичную, но качественную подводку для использования Спайдермена в своей вселенной. Думаю, что в будущих фильмах нам подробнее расскажут о прошлом Человека — паука: об укусе радиоактивного паука или о смерти дяди Бена. Но пока что «паучок» просто осваивается в новом «террариуме».

По сценарию можно долго рассуждать о плюсах и минусах блокбастера, так что напишу основное. Мне очень понравился злодей Стервятник — здесь большая заслуга харизматичного Майкла Китона (о нем позже). Что касается персонажа, то впервые мы получили в качестве антагониста живого реального человека, а не абстрактную эпичную машину для убийств как, например, Альтрон.  Стервятник прост как три рубля: он не хочет захватить мир и убить всех людей. Наоборот, он сам человек, а потому у него есть семья, кредиты и насущные проблемы. И вот кажется персонаж наладил бизнес (не очень честный, но прибыльный), а на пути стоит «Железный человек«… В общем, у Стервятника понятные мотивы, импонирующий характер жесткого мужчины и крутой костюм.

"Человек — паук: Возвращение домой"

Также к плюсам фильма «Человек — паук: Возвращение домой» можно отнести юмор (хотя на вкус и цвет…) В основное время идет подростковый стёб, но стоящий юмор попадается часто.

В целом, сценарий оставляет приятное впечатление, если не считать стандартной жанровой условности и пары шаблонных ходов, но до них цепляться не хочется.

Второстепенные персонажи мне, как всегда, не понравились. Идея омолодить тетю Мэй — не напрягает. По отношению к Питеру она уже не выступает как мудрая старушка, а как старшая сестра или подруга. Но вот зачем делать из серьезного персонажа какую-то горячую девушку с обложки за гранью моего понимания — в фильме все представители мужского пола смотрят на тетю Мэй а — ля таким взглядом «да, тетушка у тебя, Питер, классная…». В будущем Питеру придется спасать родственницу от приставучих мужиков?

То же самое относится к подростковому окружению Паркера: и Флэш (одноклассник — задира), и Нед (лучший друг), и Лиз (любовный интерес героя) «картонное» воплощение «Интернационала» в лучших традициях «Форсажа». Ладно, в Америке, может быть, уже не осталось белых людей, но прописать как следует характеры «азиатов», «афро-американцев», «индусов» и т. д. не судьба? Особенно плачевная ситуация с Лиз. Смотришь в ее пустые глаза и думаешь: а Мэри Джейн выйдет? По сравнению с Кирстен Данст или Эммой Стоун юная актриса (Лаура Хэрриер) проигрывает в чистую.

Что касается режиссуры и визуальной составляющей «Возвращения домой» мне понравилось все от начала до конца, так как за спец эффекты здесь отвечала студия Industrial Light & Magic, а это, как я уже писала раньше, самая прогрессивная голливудская студия с кучей удачных проектов за плечами.

Приятно удивил и режиссер Джон Уоттс, который никогда до этого не работал в крупных проектах. Несмотря на нехватку опыта ему удалась как повествовательная часть, так и экшен. Присущей супер геройскому кино эпичности в кадре нет, и это… хорошо, на мой взгляд. Приелось год за годом лицезреть разрушение мегаполисов одними и теми же супер злодеями и хорошими парнями. Человек — паук большую часть экранного времени носится по родному району и предотвращает локальные преступления, соответственно экшен — сцены разворачиваются в ограниченном пространстве: подворотни, за гаражами и т. д. Поэтому полетов на паутине между небоскребами не ждите. Вся эта «местечковость» фильму не вредит, наоборот, освежает, и сделана она креативно. Например, есть большое количество натурных съемок и крутых декораций. Сцена с разваливающимся паромом из трейлера — это не «графон», а постройка в натуральную величину, которую сооружали 5 месяцев!

"Человек — паук: Возвращение домой"

Реализма добавил и Том Холланд, который еще на этапе кастинга поразил всех своими гимнастическими способностями. По словам режиссера, многие трюки и акробатические элементы актер выполнял самостоятельно, чем вызывал уважение у каскадеров. Да, и по актерскому мастерству он хорош. Может быть, не лучше Тоби и Эндрю, но равноценен точно (Холланд ведь играл 15 — летнего парня, что тут выделываться…).

Майкл Китон — визави Холланда, безусловно «гвоздь программы». По сути сцен с ним не так уж много, да, и раскрытие персонажа на коротенький абзац, но мощная подача актера с первых кадров завораживают. Вот я почти уверена, что замени Китона на другого актера и все — магия испарится.

"Человек — паук: Возвращение домой"

Майкл Китон в образе «Бэтмена», «Бёрдмана» и «Стервятника».

Ну, а про остальных актеров и сказать нечего. Роберт Дауни — младший в кадре от силы минут 5, но всех поклонников «Железного человека» ожидает небольшой сюрприз в финале…

Мариса Томей в образе тети Мэй и Джон Фавро (охранник Тони Старка) — убедительны, но их тоже немного на экране. Кстати, Джон Фавро — это не кто иной, как режиссер первых двух «Железных человеков» и последней «Книги джунглей» — очень уважаемый человек на Голливудских холмах.

А теперь я отвечу на главный вопрос: почему же «старый» «Человек — паук» с Тоби лучше, чем свеженький?

"Человек — паук: Возвращение домой"

Ответ прост: первый фильм — душевный и самобытный. И дело не в том, что раньше «трава была зеленее». Если разбирать детально фильм начала нулевых, то эмоциональное взаимодействие героев в нем на порядок выше и интереснее. Питер Паркер не решался подкатить к Мэри, в результате чего и возник любовный треугольник с Гарри Осборном. И Питеру пришлось мириться с этим, так как Гарри его друг.

Позже эмоциональный треугольник возник между Паркером, Гарри и его отцом «Зеленым Гоблином», когда Норману Осборну нравился ум Паркера, а своего сына Гарри он не замечал. Плюс, Паркер не знал, что отец его лучшего друга — злодей…

Отдельная, «семейная» перипетия Паркера с дядей Беном и тетей Мэй тоже не проходит гладко: моральные терзания буквально съедают «паучка», когда он не знает как поступить лучше. Отпустить вора, который наказал жадного мужика — менеджера жестоких боев или поймать? Как пережить смерть близкого, если отчасти виноват в ней ты?

Вмешаться в отношения Мэри и Гарри, если видишь, что девушка к тебя тянется или быть честным по отношению к другу до последнего? И, в конце концов, стоит ли раскрывать подлинную личность Человека — паука Джейн, если тем самым ты подвергнешь девушку огромному риску? В общем, драматургия у первого «Человека — паука» заслуживает уважения, и фильм с чистой совестью можно пересматривать до сих пор, несмотря на устаревший и гротескный экшен и то, что школьников играли актеры далеко за 25. Но этого не замечаешь (живая, простая и душевная актерская игра творила чудеса).

В итоге, фильм «Человек — паук: Возвращение домой» — это тщательно сконструированный по «золотым стандартам Marvel» фильм для подростков. Многие элементы мне понравились — «локальная миссия», но боюсь, что через неделю восторг поутихнет. Просто объективное мнение.
«Человек — паук: Возвращение домой» заслужил 8 «хоббитов» из 10.

Загрузка...

Комментарии